3d 6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth instagram list-alt login mailru mobile-phone more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Арт-проект ZABOR: «С таким пылом можно делать культурную революцию!»

26 июля 2012 303 3

Художник Руслан Вашкевич подметил очень ярко: подобного пыла хватит на иные, еще более масштабные свершения! В Парке Челюскинцев состоялось открытие необычного и уникального для Беларуси проекта ZABOR, который сразу же назвали «передвижническим». Арт-проект под открытым небом экспонирует 40 картин четырех авторов, которые работают в самых разных направлениях и стилях. Это Руслан Вашкевич, Сергей Каваль, Владислав Стальмахов и Виктор Альшевский. Все произведения, с таким разным взглядом на мир и на искусство, размещены на заборе парка со стороны проспекта Независимости.


Популяризация белорусского искусства ― не самая главная тема, затронутая участниками пресс-конференции. ZABOR ― это более широко и актуально, чем кажется на первый взгляд. Михаил Козлович, представитель Министерства культуры РБ подчеркнул:
«Уникальность этого проекта, конечно, неоспорима. Но есть еще один важный момент ― это эстетизация пространства города. Ранее мы практически не занимались этим. А ведь город ― это огромное поле деятельности не только для скульпторов, архитекторов, но и для художников! Привычное городское пространство меняется, а искусство становится понятнее и ближе зрителю. Кто в такой солнечный день отправится в душный музей? Единицы! А возле этих репродукций уже собираются десятки людей». 


К слову, «заборное» искусство имеет более глубокие корни, чем может показаться. История отсылает нас еще к первым наскальным рисункам! Главное в подобных выставках ― это «эффект присутствия», то есть стены музея отсутствуют между произведением и зрителем. Заместитель председателя Мингорисполкома Игорь Карпенко вспомнил о проекте, чем-то похожим на ZABOR:
«Художник и Город» ― это еще одна удивительная, не так давно реализованная идея. 18 репродукций работ Марка Шагала выставлены на центральной площади Якуба Коласа. Знаете, я кое-что для себя заметил. К сожалению, в Минске до сих немало тех, кто портит город баллончиками с краской. Картины на площади экспонируются достаточно давно. Недавно я там проезжал и приятно удивился: ни на одной из репродукций не было этих отвратительных надписей! Казалось бы, мелочь, но такая многоговорящая».  


Идея проекта принадлежит министру культуры Павлу Латушко, который торжественно открывал выставку репродукций. Ему доводилось ездить по всему миру, и в большинстве стран он встречал подобные культурные «заборы»:
«Вена, Варшава, Вильнюс... Чем Минск хуже? Белорусское искусство достойно демонстрации. Притом не только у нас в стране, но и за рубежом: вполне возможно, что вскоре будет организовано турне выставки по Европе».


Реализовать проект ZABOR удалось с помощью управляющей компании «Зубр капитал», директором которой является Олег Хусаенов, известный деятель не только в бизнес-среде, но и в культурных кругах. Подобная выставка подчеркнула еще одну тенденцию: эффективное соединение возможностей представителей власти, талант мастеров, продуманность и предприимчивость современного бизнеса. 


Познакомиться с ZABORом время будет у всех: выставка будет работать до 1 ноября. И хотя все представленные художники работают в совершенно разных стилях, работы на заборе объединены тематически: всё, что на них изображено ― о Беларуси. Либо это вид белорусского города, местный пейзаж, либо, как у Руслана Вашкевича, ― серия работ, которая отсылает к творчеству Малевича. Однако 1 ноября проект не закончится! Ведь выставка «передвижническая», а значит динамичная. Она может легко отправиться в любой город страны, где к ней будут присоединяться работы местных художников. Как отметили организаторы проекта: заборов везде хватает! Сами же художники уверены ― это проект об отмене «заборов», различного рода препятствий между искусством и зрителями: «Ведь мы не прячем, а показываем!».


Кстати, большим сюрпризом оказалось согласование выставки. Выяснилось, что забор Парка Челюскинцев ― историко-культурная ценность. И чтобы повесить репродукции, организаторы получали разрешение в Управлении по охране историко-культурного наследия Министерства культуры. 

Живые картины Alexa Meade Левитация в фотопроекте Дэвида Немчика